Звоните нам
(056) 765-57-95

Торможение

Статьи про вождение и автомобили

Торможение

Сообщение kulnik » 24 апр 2009, 06:29

Многие водители при торможении делают одну и ту же самую ошибку. Мы можем это проверить. Попробуйте сейчас разогнаться, например, до 40 км/ч и затормозить до полной остановки, можно угадать, что произойдет с автомобилем. Итак, вы нажали на педаль тормоза – машина «клюнула» носом».

Это можно заметить по его «одобрительному» кивку сидящего с вами рядом пассажира. Машина останавливается, вы продолжаете держать ногу на педали тормоза, после остановки машина сделала толчок назад, и пассажира отбрасывает к спинке сиденья.

Это самое типичное торможение многих водителей, то, чего делать нельзя.

Наиболее безопасное торможение – плавное, при котором автомобиль «клюет носом» минимально. Поэтому начинайте тормозить заранее, стараясь нажимать на педель тормоза с минимальным усилием. Представьте себе, что под педалью тормоза у вас сидит хомячок. Ваша задача тормозить так, чтобы его не задавить. А для этого нужно начинать торможение заранее, плавно распределяя усилие на педали тормоза от начала до конца торможения. Иными словами, я рекомендую делать тормозной путь достаточно длинным, как будто вы тормозите на скользком покрытии. Очередной раз напоминаю, что если вы привыкните летом тормозить «по-зимнему» - заранее и плавно, то всегда будете готовы к «зимней» езде в первый же снег почувствуете себя уверенно.

Выбор «зимнего», длинного тормозного пути дает и другие преимущества:
- делает движения более комфортным для пассажиров;
- увеличивает срок службы тормозной системы автомобиля;
- повышает безопасность движения в транспортном потоке;
- движение становится более равномерным и экономичным.

Кроме того, наиболее безопасное торможение происходит на «прямых» передних колесах, так как при торможении на повернутых колесах автомобиль может потерять сцепление с дорогой.

Принято различать два типа торможения: служебное и экстренное.

В случае повседневного служебного торможения, когда водитель самостоятельно выбирает моменты начала и окончания торможения (остановки), чем равномернее распределяется тормозное усилие на тормозном участке дороги, тем лучше. Я имею в виду, что, чем меньше манипуляций вы будете осуществлять с педалью тормоза, тем безопаснее и стабильнее будет торможение. Нужно стремиться к тому, чтобы останавливать машину точно в запланированном месте без «недотормаживания» и «перетормаживания».

В случае экстренного торможения, когда момент остановки определяется местом нахождения препятствия, а начинать торможение необходимо как можно раньше, должно использоваться максимально интенсивное нажатие на педаль тормоза.

Однако мягкое, плавное и точное торможение у Вас не будет получатся сразу. И конечно, на экзамене в ГИБДД никто не будет обращать внимание на эти тонкости, главное – остановиться в нужном месте и ни в кого не «въехать». Попробуем добиться этого на практике.

Упражнение. «Торможение с произвольной остановкой»
1. Разгоните автомобиль до 40 км/ч. Начните торможение.
2. В самом начале торможения слегка нажмите на тормозную педаль ( на величину ее свободного хода).
3. Плавно усиливайте нажатие до нужного вам замедления.
4. Продолжайте тормозить при этом положении педали.
5. Когда стрелка тахометра опустится до 1000-15000 мин, выжмите педаль сцепления, чтобы двигатель не заглох, и продолжайте тормозить до полной остановки.
6. Перед самой остановкой во избежание «клевка» автомобиля плавно отпустите педаль тормоза так, чтобы полная остановка соответствовала полностью отпущенной педали.

Поэкспериментируйте, выполняя это упражнение, разгоняйтесь до разных скоростей (20, 30, 40, 50, 60 км/ч) и отрабатывайте торможение до полной остановки.

Теперь давайте немного усложним задачу: будем тормозить и останавливаться в заранее намеченном месте.

Упражнение. «Торможение с остановкой в заданном месте»
Начните движение и разгонитесь до 40 км/ч. Выберите какой-нибудь расположенный у дороги ориентир (столб, дерево и т.п.), около которого необходимо остановиться. Хочу уточнить, что нужно ехать не к столбу, чтобы остановиться перед ним, а ехать по дороге и остановиться у воображаемой линии, которая проходит от столба через дорогу. Итак, разогнались до 40 км/ч, едем. Приближаясь к выбранному ориентиру, выберите другой ориентир, чтобы, поравнявшись с ним, начать торможение. Начинайте тормозить.
Тормозите так, чтобы остановиться как можно ближе к запланированному месту остановки, но не доезжая до него. Цель упражнения – как можно точнее рассчитывать тормозное усилие педали, чтобы останавливаться точно в запланированном месте.

Мне трудно предположить, как вы выполнили это упражнение в первый раз. Возможно, вы перестраховались и остановились за несколько метров до нужного места или, наоборот, не рассчитали и проехали дальше него. А может, с первого раза остановились в нужном месте. Тогда это то, что нужно. Повторяйте упражнение, меняйте место начала торможения: ближе к месту остановки или дальше от него, пробуйте начинать торможение с разных скоростей движения. Но главное – научиться останавливаться в заранее намеченном месте. Когда вы научитесь останавливаться там, где требуется, попробуйте добиться того, чтобы торможение стало плавным и аккуратным. Ваша цель – не только останавливаться в нужном месте, но еще и не задавить хомячка, который «сидит под педалью тормоза».

Кстати если вы обратили внимание, при выполнении упражнения вы тормозили на какой-либо одной передаче. Если начинали торможение на III передаче, то и заканчивали на этой же передаче, выжимая сцепление перед остановкой. А представьте себе такую ситуацию: вы тормозите на III передаче, уже почти остановились, тахометр показывает 1500 мин, и в этот момент вам вдруг необходимо резко ускориться (предположим, не дай Бог, из бокового проезда выскочит другая машина и направится в заднюю дверь вашей).

Очевидно, для предотвращения ДТП тормозить нельзя, можно только ускориться, и чем интенсивнее, тем лучше. Но ведь вы помните, что двигатель способен интенсивно ускоряться только в определенном режиме работы – режиме максимального крутящего момента, который достигается на высоких оборотах, скажем, 3500 мин. А в этот момент тахометр показывает только 1500 мин, и машина крайне неохотно отреагирует на нажатие педали газа. Вот и не получится ускориться. А если включить II или I передачу, то обороты будут выше, а ускорение станет интенсивным. Вывод: при снижении скорости следует включать понижающие передачи для поддержания оптимальных оборотов коленчатого вала и сохранения оптимальных оборотов коленчатого вала и сохранения возможности разгона. Однако торможение с понижением передач – довольно сложный прием, им пользуются профессионально подготовленные водители и автогонщики. На экзамене он вам не понадобится, поэтому сейчас мы его отрабатывать не будем. Но на будущее имейте в виду, когда вы станете опытным водителем, имеет смысл отработать этот прием и использовать в повседневной езде.

Теперь поговорим немного об экстренном торможении, т.е. о торможении, которое происходит для предотвращения ДТП. Как вы понимаете, в этом случае необходимо создать максимально интенсивное замедление. Вот тут-то и начинается самое интересное. Если мы говорим о машине, не оснащенной антиблокировочной системой тормозов (АБС), то при сильном нажатии на педаль тормоза колеса заблокируются и машина, как говорят, пойдет юзом.

Это опасно по двум причинам.

Во-первых, при движении юзом, т.е. при скольжении, сцепление колес с дорогой меньше, чем при обычном качении, поэтому тормозной путь увеличится. Особенно это заметно на скользкой дороге.

Во-вторых, при движении юзом машина становится неуправляемой – при любом повороте руля она продолжает двигаться прямо.

Поэтому главная задача водителя при экстренном торможении – сохранить качение колес, не допуская их блокировки. А для этого существует специальный прием – импульсное торможение. Не вдаваясь в нюансы и разновидности этого приема, скажу в двух словах о его сути. Водитель сильно нажимает на педаль тормоза до момента блокировки, его наступление можно ощутить по таким признакам, кК визг шин, стремительное падение стрелки тахометра при одном и том же показании спидометра, неуправляемость машины при поворотах руля, «облегчение» руля и др. После блокировки водитель отпускает педаль тормоза до восстановления качения колес, после чего снова нажимает на нее. Далее весь цикл повторяется до полной остановки автомобиля. Выходит, что водитель тормозит импульсно, отсюда и название приема.

Что же касается современных автомобилей с АБС, то их экстренное торможение происходит гораздо проще. Нужно что есть силы ударить по педали тормоза и ждать остановки. Система АБС не допустит блокировки колес. При этом у водителя сохраняется возможность изменяется возможность изменять направления движения. Вот такое смышленое устройство АБС.

Кстати, отрабатывать приемы экстренного торможения лучше под присмотром опытного инструктора.
kulnik
Администратор
 
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 01 апр 2009, 21:59

Вернуться в Полезная информация

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


cron

© Автошкола «Козерог», 2009
Создание сайта —